Рынок автокредитования падает. Какие ставки и условия предлагают банки

Российские банки заявили о падении спроса на автокредиты Autonews.ru обратился в крупные российские банки, чтобы узнать, каковы новые ставки по автокредитам, почему падает спрос на финансовые программы и чего следует ждать покупателям

Фото: KELENY / Shutterstock / FOTODOM

В России в первой половине ноября продажи автомобилей сократились на 20–30%. Такие данные Autonews.ru привели представители целого ряда крупных дилерских компаний. Помимо роста цен из-за нового утильсбора, рынок тормозят высокие ставки по кредитам и снижение одобряемости банками из-за изменений требований к заемщикам.

Autonews.ru обратился в крупные финансовые учреждения, выяснив, как обстоят дела в секторе автокредитования и к чему в ближайшей перспективе готовиться потребителям.

Какой сейчас размер ставки

Руководитель кредитования и страхования вертикали «Авто» финтех-компании «Баланс Платформа», работающей с банками в сегменте автокредитования, Алексей Бородавин в беседе с Autonews.ru отметил, что банки корректируют условия по программе автокредитования из-за повышения ключевой ставки и, как результат, стоимости фондирования. По словам эксперта, по сравнению с первой половиной сентября можно говорить о росте среднего уровня ставок на рынке на 1 процентный пункт.

«И это, скорее всего, не финальные значение, так как часть банков еще в процессе изменений. Если говорить про средний уровень ставок, то это уже порядка 26–28% для автомобилей с пробегом. В сегменте новых машин средние ставки значительно ниже за счет специальных предложений от автопроизводителей», — подчеркнул он.

В свою очередь, начальник управления развития партнерских программ стратегических сегментов «Росбанк Авто» Вячеслав Якубчик заявил, что в ноябре средневзвешенная ставка по автокредитам у них составила 20% годовых.

«Это если мы говорим в целом по портфелю, без разбивки на новые машины и автомобили с пробегом», — уточнил он.

В разрезе сегментов в компании привели иные цифры. Так, по новым моделям за счет субсидированной поддержки со стороны автопроизводителей средняя ставка в Росбанке в ноябре составила 18%. По словам Якубчика, прирост к уровню октября составил +1 процентный пункт.

«Как видно, прирост ниже уровня увеличения ключевой ставки ЦБ, которая выросла на 2 процентных пункта с 25 октября. Это объясняется новыми объемами поддержки со стороны брендов с целью частичной компенсации последствий этого решения, а также желанием сохранить кредитные программы на доступных для клиентов условиях», — объяснил эксперт.

Он также добавил, что в сегменте подержанных автомобилей средняя ставка по кредиту в ноябре достигла уровня 27% годовых.


Рынок автокредитования падает. Какие ставки и условия предлагают банки

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

В ВТБ на данный момент кредиты на покупку машины доступны от 16,1% годовых. При этом в пресс-службе компании напомнили, что по субсидированным программам автопроизводителей клиенты могут получить более низкие ставки.

В пресс-службе банка «Зенит» точный размер ставки называть не стали. Представитель компании подчеркнул, что эта цифра зависит «от нескольких факторов и определяется индивидуально».

Насколько провалились автокредиты

В Росбанке подтвердили, что в ноябре объемы выданных автокредитов начали снижаться. Так, в компании зафиксировали падение продаж примерно на 10–15% по сравнению с аналогичным периодом октября.

В ВТБ также заявили о снижении спроса на автокредиты, это явление в банке объяснили ужесточившейся политикой ЦБ и повышением утильсбора.

«С 1 по 13 ноября ВТБ провел 5,3 тыс. сделок более чем на 5,4 млрд рублей. Это на 8% по числу и на 10% по объему ниже, чем за аналогичный период октября», — подчеркнул представитель компании.

Аналогичную информацию предоставили Autonews.ru в банке «Зенит». По словам представителя компании, в ноябре они зафиксировали снижение спроса на классические автокредиты, «согласно тенденциям рынка».

В ОТП-банке нам сообщили о незначительном снижении потока заявок в первую декаду ноября (-2% к предыдущему месяцу). При этом в компании уточнили, что в целом поток заявок на автокредиты за последние три месяца стабильный.

Алексей Бородавин, в свою очередь, отметил, что до конца октября тренд по заявкам оставался в положительной зоне. Однако уже в начале ноября ситуация изменилась в противоположную сторону.

«Если разделить сегмент на новые автомобили и подержанные, то фиксируем разнонаправленные тренды. По машинам без пробега произошло снижение объема заявок на плюс-минус 15%. Что касается б/у автомобилей, то тут интерес, пусть и незначительно, в пределах 5%, но вырос», — объяснил эксперт.


Рынок автокредитования падает. Какие ставки и условия предлагают банки

Фото: Primakov / Shutterstock / FOTODOM

Как изменились условия

Вслед за повышением ключевой ставки ЦБ крупные российские банки были вынуждены скорректировать условия по автокредитам и кредитам под залог машин. В большинстве компаний Autonews.ru подтвердили, что это произошло еще в конце октября. Правда, точные цифры и условия в банках раскрывать не стали.

Например, в ОТП-банке рассказали, что они были вынуждены скорректировать условия предоставления автокредитов «пропорционально росту ключевой ставки». Очень похожее заявление сделали в банке «Зенит». Представитель компании заявил, что они пошли на такой шаг, так же как и «другие игроки рынка».

Представитель ВТБ признал, что поэтапный рост ключевой ставки в этом году неизбежно отражается на стоимости кредитных продуктов, в том числе для покупки машин. При этом, по его словам, агрессивный рост ставок в этом сегменте сдерживают требования ЦБ по предельной стоимости кредитов.

Что будет дальше

В ВТБ уже в декабре ждут увеличения активности автозаемщиков. Представитель компании заметил, что это тренд будет связан с традиционным желанием россиян провести сделки в уходящем году.

«Объемы выдач автокредитов в первом зимнем месяце могут превысить результаты ноября. Но в целом по итогам октября—декабря сокращение рынка может составить до трети по отношению к третьему кварталу. Среди факторов — высокая концентрация спроса в сентябре из-за увеличения утильсбора, действие макропруденциальных надбавок, высокие ставки по рыночным программам автокредитования», — сказал представитель банка.

Что касается начала следующего года, то, по прогнозам ВТБ, этот период будет «тихим». В компании считают, что часть заемщиков, планировавших купить машину, совершат сделки в этом году. В свою очередь, другие предпочтут приступить к поискам нужного автомобиля ближе к февралю, когда завершатся длинные выходные и будет налажен привычный рабочий режим.

«В 2025 году дополнительное давление на сегмент окажут макропруденциальные лимиты, которые должны заработать с 1 апреля. По нашим оценкам, число автокредитов может снизиться не менее чем на 10%. При этом вследствие роста среднего чека из-за изменения стоимости машин объемы рынка могут быть идентичными результату 2024 года», — резюмировал представитель ВТБ.


Рынок автокредитования падает. Какие ставки и условия предлагают банки

Фото: AnnMishel / Shutterstock / FOTODOM

Начальник управления макроэкономического анализа Совкомбанка Никита Кулагин выступил с менее оптимистичным прогнозом. По его словам, в компании ожидают постепенное снижение объема выдач автокредитов в ближайшее время. Ключевых для такого тренда факторов несколько.

  • Ужесточение требований к выдаче автокредитов с 1 июля 2024 года. Это решение сделало для банков заметно менее выгодным автокредитование населения с высокой долговой нагрузкой.
  • «Так, в третьем квартале доля граждан в выдачах автокредитов с ПДН (показатель долговой нагрузки) более 50% сократилась до 40% с 62% во втором квартале, а с ПДН более 80% — до 13% с 30% ранее», — пояснил Кулагин.

  • Повышение ключевой ставки, а также рост спреда ставок (над ключевой ставкой) из-за ужесточения НКЛ и возникшего дефицита фондирования. В результате доступность рыночных автокредитов существенно снижается для населения.
  • Иссякание отложенного спроса еще с 2022-го — начала 2023 года, а также повышенной активности перед повышением утильсбора с 1 октября 2024 года.
  • Прогнозируемое снижение способности компаний наращивать зарплаты. Жесткая денежно-кредитная политика уже в скором времени будет приводить к тому, что предприятия не смогут так же активно повышать оплату труда, что негативно скажется на будущих выдачах автокредитов.
  • «Тем не менее мы не ждем существенного падения автокредитов, поскольку растущие реальные доходы населения позволяют обслуживать долг даже по высоким ставкам, а также формировать больший первоначальный взнос. Также важно отметить, что сохраняются программы субсидирования автокредитов от производителей и дилеров. Это удерживает рынок автокредитования», — заключил Кулагин.

    Начальник управления развития партнерских программ «Росбанк Авто» Вячеслав Якубчик заявил, что на фоне действующих мер со стороны ЦБ, направленных на охлаждение кредитного рынка, а также высокой ключевой ставки драйвер роста рынка отсутствует. При этом он отметил, что в конце года, как правило, наблюдается рост продаж, связанный с выполнением брендами своих годовых планов.

    «Ввиду этого возможен рост рынка в декабре на 10–15% в сравнении с ноябрем. Напротив, в начале года рынок сталкивается с традиционным спадом продаж. Поэтому объемы кредитного рынка, вероятно, вернутся на уровень октября—ноября текущего года», — подчеркнул эксперт.

    Автор Дмитрий Александров, Юлия Кошкина

    Источник: www.autonews.ru